Перестройка американской парадигмы доминирования и наши перспективы

Группа Альтернативные Проекты начинает публикацию аналитической статьи бывшего вице-премьера Армении Армена Геворгяна

Фактически меняется парадигма американского глобального позиционирования в мире: американское величие может быть обеспечено двумя основными механизмами – усиление экономических рычагов доминирования (укрепление доллара, контроль над основными транспортно-логистическими маршрутами, масштабный доступ к минеральным ресурсам) и регулирование доступа внешних игроков к американскому рынку (тарифная политика). Такая формула предполагает отказ от чрезмерно затратных внешнего военного присутствия и инструментов мягкой силы. Мы не имеем дело с отказом новой американской администрации от основополагающей идеи про американскую гегемонию, а, наоборот, выстраивается ситуация, где все должны принять и руководствоваться новыми американскими правилами игры. В рамках новой парадигмы своего величия, США будут исходить из того, что ее экономические интересы в мире могут не только останавливать войны, но и предотвращать новые.

Потребность в американской перестройке наступила не сразу, она эволюционировала с момента распада СССР и прошла через такие внутренние потрясения - как террористические акты в США в сентябре 2001 года, финансовый кризис 2008 года и безудержный либерально-миграционный ажиотаж. Стало очевидно, что доминировать в мире через военную силу уже не актуально и не практично, а главное – безрезультатно (итоги вторжения в Ирак и Афганистан, текущая ситуация на украинском фронте – наглядное свидетельство сказанному), а миллиарды долларов, выделенные на мягкую силу по всему миру, не прибавили признания и влияния США.

Можно предположить, что американское военное присутствие впредь будет определяться не посылами союзничества и партнерства, а конкретными экономическими выгодами и интересами, а также непосредственными угрозами национальной безопасности для самих США (например, борьба с незаконным трафиком мигрантов и наркотиков из Мексики, или угроза потери стратегического контроля над ключевыми транспортно-логистическими коридорами). Два ключевых аспекта новой политики:

- гарантии безопасности от США для других стран впредь будут иметь очень высокую и конкретную цену, которая и будет определять новую и более значимую зависимость от США, а значит и качественный роста ее влияния,

- США будут стремиться зарабатывать деньги на чужих войнах, обеспечивая многомиллиардными заказами свой военно-промышленный комплекс.
Конечно, будут исключения, которые неминуемо будут продиктованы таким же экономическим прагматизмом. Например, продолжение военно-технического сотрудничества США и Израиля, в обмен на программы новой средиземноморской Ривьеры в Газе, а также продвижения индо-арабского транспортного маршрута из Индии в Европу и США.

Развязка геополитических узлов.

Избрание Трампа стало предсказуемой неожиданностью. Ни большая часть Европы, ни неолиберальная Америка, ни даже ее соседи не удосужились всерьез отработать все возможные вариации течения событий в случае избрания Трампа. Это еще раз подтверждает то, что в текущий исторический момент решения, особенно в Европе, принимаются пост-фактум и без стратегической прозорливости.
О главном. Украина становится уже не причиной, а поводом для запуска более масштабных обсуждений, выходящих за пределы конкретного региона. США и Россия будут интенсивно налаживать межгосударственный диалог и отношения, подчеркивая первостепенность двухстороннего компонента. В ближайшее время логично исходить из того, что в таких обсуждениях будет также вестись поиск развязок для образовавшихся за последние десятилетия ключевых геополитических узлов.

Первым таким узлом является сама Европа. В этом контексте она сама становится предметом торга и распила. Это уже привело к тому, что наступил ключевой этап европейской само-рефлексии по вопросам собственной идентичности и значимости, а также безопасности. Не исключается новая регионализация интересов, например, в форматах «Балтийская коалиция», «Дунайское согласие», «Старый свет», а также ренессанс национальной суверенности и ответственности. Поиск новой архитектуры безопасности, а также дееспособной системы сдержек и противовесов в евразийско-атлантическом пространстве подстегнет к диалогу о новой роли и функциях ОБСЕ, НАТО и ООН.

О мире в Европе.

1. Россия и США показывают свои стремление и готовность к мирному разрешению ситуации на Украине. К миру будет настойчиво призывать и Китай. В итоге всех трех будет объединять так называемая мирная инициативность для «переформата» глобальных отношений. А в это время нео-либеральная Европа вместе с Зеленским будут сопротивляться мирному тренду. В таких условиях, будут созданы благоприятные условия для налаживания сотрудничества и диалога между тремя гигантами, а Россия будет аргументировать продолжение военных действий на Украине до получения ею максимально выгодных результатов. Нельзя исключать, что при этом США могут получать выгоду как от налаживания отношений с Россией, так и от продолжения войны на Украине. А для Европы в определенном смысле складывается «стратегическая бесперспективность».

2. Для США сейчас основным приоритетом в стратегическом диалоге является банальный экономический прагматизм. Поэтому в отношениях по Украине встает вопрос о редкоземельных металлах, мир в секторе Газа увязывается с планом создания ближневосточной Ривьеры, актуализируется тема контроля над панамским каналом, интенсивно продвигаются заградительные тарифы. По этим вопросам можно найти перспективные решения - вместе с Китаем и Россией, в арабском мире, в Индии, иными словами в глобальном Юге. А Европа же со своей повесткой неолиберализма, открытых границ, зеленой экономики и анти-России не приоритетна для Трампа. Именно сейчас наступает тот момент, когда все ключевые центры влияния смогут отработать и зафиксировать новые и специальные гарантии по реализации их стратегических приоритетов - в первую очередь относительно транспортно-логистических и ресурсных возможностей. Для США стоит также вопрос удержания доминирования доллара в связи с политикой активных западных санкций: в США уже понимают, что или происходит отход от этой практики, или усиливается де-долларизация.
Основным инструментом международных коммуникаций становятся личные связи и отношения, и основанное на них доверие. Традиционно-классические механизмы меж-государственных отношений будут использоваться для оформления уже принятых решений.

3. Есть геополитические узлы, где участникам «переформата» развязывать ситуацию придется и с участием третьих стран. Например, Ближний Восток, где ключевым остаются отношения Израиля с мусульманским миром, в частности, с Турцией; проблема независимости Палестины, для решения которой уже будут мешать становящиеся очевидными амбиции израильских элит по реализации идеи Великого Израиля. Именно в рамках этого узла есть вопросы:
⁃ Сирии и сохранения ее территориальной целостности
⁃ Проблема курдов и их национального государства
⁃ Ядерная программа Ирана
⁃ Возрастающие амбиции Турции по тюркской экспансии.

Другим узлом является африканский континент. Угасающее влияние Запада, в частности, Франции и усиливающееся влияние России и Китая, потребует принципиального принятия присутствия двух последних государств и их ролевого значения.

Азиатский узел: Тайваньская дилемма и северо- корейские ракеты.
Как и предполагал в своей статье «Новый мир без правил» (2022 год, апрель) реальностью становится то, что основными мега-пространствами конкуренции становятся Арктика и космос. На данный момент придется сосредоточиться на поиске взаимоприемлемых компромиссов по Арктическому геополитическому узлу.

Продолжение следует

Այս թեմայով